Диплом не за один день
Разместил Ekaterina Frolova on / 0 Комментарии
Свой блог хочу начать с истории о том, как же создавался, когда-то мой диплом.
Эта не история в одну строчку в виде маленького ужастика «и делался этот диплом за последнюю неделю». У художников все обстоит иначе. Здесь пойдет история о дипломе…который делался по сути полтора года. И именно так долго шел реальный процесс.
Прежде, надо сказать, что заканчивала я Мухинскую академию (СПбГХПА имени А.Л.Штиглица). Училась на специалитете, а это без малого шесть лет обучения. С учетом моего некогда перескакивания с кафедры интерьера на кафедру текстиля, с третьего на второй курс, я училась семь лет.
Долгий путь от эскизов до самой выполненной работы лежал через принятие решения о том на какую тему будет написана сама работа, какого формата, в какой технике и, конечно, где она могла бы в будущем показать себя, где бы она могла выставляться.
Все началось ещё в середине пятого курса. Большая работа для подготовки к диплому и летней практике. Мы пробовали свои силы. Старались доказать, что способны к большой и длительной работе. И должны были доказать в итоге на летней практике свои силы в материале.
Учась на текстиле, я выбрала технику горячего батика. Есть еще холодная, так же можно было выбрать шелкографию: ткать свой диплом на станках или делать гобелены, фотопечать на ткани, валяние…в общем выбор был велик.
Изначально моя тематика была направлена на каменное и деревянное зодчество Руси. Меня она довольно привлекала. Выбор был слегка ограничен. Кафедра любила и явно любит и по сей день именно направление русской культуры. А если она склоняется еще и в сторону религии, то все…считайте ваша тема выбрана и одобрена.
Хотя и тут на меня довольно странно посмотрели. Девушка выбрала архитектуру…
Прошло уже время, и я могу без особых прикрас описывать, как все было на самом деле, в отличии от записки к диплому. Наша кафедра во многом придежриживалась старых взглядов. Как будто бы жизнь за стенами академии абсолютно не меняется. Нет различных гаджетов, интернета…и вообще никакого прогресса. Но думаю так происходит во многих наших заведениях.
Но это шло в плюс техникам…которые должны были поддерживать старую школу. «Как говорится зачем изобретать велосипед, если он уже был изобретен». В этом академия превосходит многие заведения. Работы у студентов сильные.
Разве что весьма одинаковые. Если студенты пытаются угнаться именно за баллами. Тут приходится подстраиваться.
Но мы отошли от темы.
Моя же была одобрена, как и техника исполнения. Далее была подборка образов и череда…огромная череда эскизов, поисков…На самом деле это может тянуться бесконечно.
Два раза в неделю каждый из нас приносил огромную пачку с эскизами и новыми раскладками. Это действие у нас называлось обходом. Приносишь работы, раскладываешь на белых листах ватмана, компонуешь. И ждешь, когда комиссия пройдет. А затем тебе рассказывают о том, что хорошо, а что нет. Когда проходят обходы раз в полгода мы вывешивали все на стенах. Каждому выделялся почти что отдельный кабинет, так как работ было много. И то не все влезало. Буквально лезли на стену, под потолок. А они весьма высокие. Вывешивались по нескольким дисциплинам: живопись, рисунок, композиция и все, что сделали в материале.
Дни шли. Работы начинали приобретать очертания к летней практике, где мы должны были выполнить их в материале, чтобы показать, что мы понимаем хорошо технику, в которой решили делать диплом.
В итоге для практики у меня был сделан этот проект:
Работа, подготовленная как декоративное панно для интерьера.
Должно было разместиться на четырех больших полотнах. А в общей сложности быть четыре метра на шесть.
Надо сказать, то что получилось…весьма отличалось от того, что я задумала. Но преподавателям не хотелось, чтобы я сильно ломала стиль кафедры.
Тем не менее проект был. И прошел полугодовой обход.
На этом фото показана лишь малая частичка экспозиции, и далеко не все работы еще висят. За моей спиной фрагмент в натуральную величину проекта.
Все прошло спокойно.
Должны были переходить на материал.
У нас были довольно большие мастерские. Без этого было никак. Ведь каждая часть работы в материале была длинной полтора метра, а высотой четыре. И расписываться все должно было вместе.
К сожалению, хорошей фотографии результата сейчас у меня нет…да и кафедра хотела повесить это складками. Одна из причин: «хоть вы и делаете это как панно, но по размерам это как занавес. Так давайте именно фактурненько его и повесим».
Но ладно. Практика прошла. Пол года и часть лета за спиной. Осенью начался второй этап диплома.
Мы защитили тему, мы защитили технику и направление.
И тут начали метаморфозы и преображения. Работа кипела, фантазия летала около нас, а руки боялись, но делали.
Мою работу постигли большие изменения. Сперва начался новый поиск. Хотелось чего-то нового и неизведанного, а особенно все резко захотелось усложнить, а вернее вернуться к тому, что я изначально хотела сделать. Хотя бы приблизительно.
В итоге…у меня вышел вот такой эскиз:
Сама тема должна была быть теперь русской деревней через морозные цветочные узоры.
Кафедра напряглась. Такие завитки они весьма не любили. Но решили посмотреть, что будет в цвете. Тут уж попросили им уступить…пришлось отходить от контрастов, на которых ой как хотелось поиграть…и сделать все иначе. Вот кусочек работы в цвете:
Напряжение профессоров росло, но они не выказывали протестов…и весьма долго. Даже дошла до пробников в натуральную величину на ткани.
Здесь работы уже полностью покрыты воском. Осталось их помять и вогнуть в трещинки краску, делая таким образом кракелюры.
К сожалению, меня сильно в итоге подвел материал, да и профессора настолько тянули, что стало понятно, чтобы довести до ума такую масштабную работу, нужен еще целый год, а не полгода, которые оставались. Неожиданно меня попросили вернуться к образам, которые я делала изначально и которые им нравились. Делать нечего…обратилась вновь к ним.
И вот получилась такая работа:
И вновь работа над материалом.
Долгая и упорная.
Это подложка для ткани. Для перевода рисунка на нее.
Затем мы ее крепим под тканью и переводим рисунок.
После делается палитра. Разбавляются в банках краски для ткани. Подгоняются под проект и только после можно приступать к окрашиванию ткани.
И так далее…
Но…вновь нет и нет…работа получилась слишком открытая по цвету…да и деревья не вписывались в композицию.
Надо было вновь приступать к работе над эскизом и уже совсем основательно.
Пришлось забыть о своих планах во многом на эту работу и во многом уступить кафедре. Иначе не успела бы сделать работу.
Новый проект:
Многое в этом проекте не связывалось с друг другом и надо было поработать над цветом и фактурами.
И в итоге было сделано то что нужно.
То , что приобрело название Сумерки.
Название давала не я. Но с моим настроем на эту уже работу весьма было схожим.
Такая работа полностью устроила преподавателей и надо было уже делать все на ткани в жатые сроки. А работа по размеру теперь была четыре метра на девять.